logo

8(01716) 6-54-47
E-mail:

Минщина удивительная

Информационно-просветительский проект «Минщина удивительная», посвященный Году малой родины реализовывался в Дзержинском районе с 3 по 12.12.2018г.

Заповедные места Дзержинского района:

Гора Дзержинская. Согласно библейскому сюжету, Землю создал Бог. А вот над ее обликом поработали могущественные силы природы. В нашем районе свой реликтовый след оставил последний ледник, отступивший на север более десяти тысяч лет назад. Он и дал нам в наследство тот самобытный и неповторимый ландшафт, который отличает Дзержинщину от других районов Минской области.

Главная наша достопримечательность – гора Дзержинская, самая высокая природная точка в Беларуси над уровнем моря. До 1958 года ее называли Святой. Сегодня можно делать только предположения, когда и по какой причине возникло в народе это название. Вероятнее всего, оно было связано с совершением культовых обрядов, традиционно имевших место на возвышенностях природного ландшафта. Однако никаких источников, подтверждающих эту версию, не сохранилось.

В конце 1950-х годов на местных землях был создан совхоз «Комсомолец». Деревня Скирмантово, ближайший к вершине горы населенный пункт, стал центром хозяйства. По этой причине гора Святая, позже переименованная в Дзержинскую, оказалась на территории мехдвора, где были возведены хозяйственные постройки для хранения техники. Так уникальный памятник природы превратился практически в место для металлолома. И только в конце 1990-х годов, по настоянию общественности, территория вокруг этого культового места была огорожена и приведена в порядок. Большая заслуга в этом деле принадлежала бывшему председателю Путчинского сельского Совета Б. Б. Воропаеву. В настоящее время комплекс, увенчанный гранитным знаком, стал объектом посещения многочисленных туристов.

Юцковские криницы. Еще один уникальный памятник природы, имеющий республиканское значение, расположен недалеко от агрогородка Юцки. Своим происхождением он также обязан последнему леднику Поозерского периода. Это – родник «Юцковские криницы»,  представляющий собой глубокий каньон, поросший густой кустарниковой растительностью вперемешку с лиственными породами деревьев. На его дне нашли выход подземные воды, объединяющиеся в ручей, который сбегает по каменистому дну в речку, названную Славкой. Даже в самую жаркую погоду в этом гидрологическом заповеднике температура не поднимается выше 5-7 градусов тепла. Такой же холодной и кристально чистой являются и родниковые источники, обладающие целебными свойствами. За такую особенность местные жители называют «Юцковские криницы» Студенцом. А еще древнее предание гласит, что на этом месте когда-то стояла церковь. Во время богослужения она вместе с верующими ушла под землю (видимо, много грешников пришло в тот день на проповедь). А через некоторое время из глубин забили ключи. Говорят, что по воскресеньям, если прислушаться, до сих пор можно услышать колокольный звон. С тех пор на Крещение люди приходят к криницам за водой. Даже находясь в емкостях, она долгое время сохраняет свою кристальную чистоту.

Озеро без дна. Естественные водоемы на территории нашего района – явление довольно редкое. Их можно пересчитать по пальцам одной руки. Два из них – Захарово озеро или Захарьяш, а также Вологаново озеро, переименованное населением в Волохановку, находятся вблизи райцентра. Поэтому растущий город неминуемо стал разрушать создававшуюся веками гидрологическую систему этих памятников природы. Даже в самые засушливые годы они никогда не пересыхали. Какие-то источники всегда поддерживали их водную гладь на одном уровне. Смогут ли они и дальше, после вмешательства людей, сохранять данную природой экосистему, покажет время.

Еще одно озеро, имеющее аналогичное  происхождение, расположено вблизи деревни Безодница Станьковского сельского Совета. Отгороженное лесом и трясиной, оно поражает своей нетронутой красотой. Огромная зеркальная чаша овальной формы в утренние часы нередко покрыта клубящейся дымкой, напоминающей пар, исходящий от кипятка. Но к полудню лучи яркого солнца рассеивают этот мираж и вонзаются в глубины водоема. Под их воздействием вода начинает прогреваться и менять цвет. Прозрачное с утра озеро становится с оттенком темного пива. Тем не менее, местные жители берут здесь воду, чтобы помыть голову. Говорят, что после такой процедуры волосы становятся шелковистыми и густыми (кстати, среди местных практически не встречаются лысые мужчины). А еще люди не без основания считают, что купание в озере помогает заживлять раны. Но такие лечебные ванны не всегда безопасны. Для этого надо быть хорошим пловцом, потому что береговая линия сразу же обрывается на приличную глубину. Без специального снаряжения никому из ныряльщиков так и не удалось достичь дна. Поэтому и передается из поколения в поколение предание, что озеро бездонное. Его так и называют «Бездонка». Отсюда возник миф, что якобы водоем имеет подземный проход, ведущий к другим водным системам. В подтверждение тому рассказывают легенду об одной знатной владелице этих мест, которая приказала одеть щуке драгоценное ожерелье и выпустить в озеро. Через некоторое время рыбу с таким украшением поймали в реке, протекающей за десятки километров от «Бездонки». А еще бытует поверье, что на этом месте раньше стояла церковь, которая по неизвестным причинам ушла под землю, образовав озеро.

Что же происходит на самом деле? Как определили водолазы-любители, дно у этого естественного водохранилища все же есть, только оно покрыто многометровым слоем ила, поэтому и достичь его невозможно. Химический анализ воды показал, что в ней содержится большое количество железа, вот почему под воздействием солнечных лучей металл начинает окисляться, изменяя окраску озера. Можно сделать предположение, что в доисторические времена первобытные люди здесь добывали болотную руду для выплавки металла. Позже карьер заполнился водой и с тех пор столетиями хранит свою природную красоту.

Патриарх леса.

Испокон веков дуб считается символом чистоты наших лесов, олицетворением силы и могущества. Природа наделила эту породу деревьев редким долголетием. Возраст отдельных экземпляров исчисляется столетиями. Такой лесной старожил обнаружен в лесном массиве, на территории которого расположен Центр экологического туризма «Станьково». Чтобы обхватить этого исполина высотой в несколько десятков метров, необходимы усилия не менее четырех-пяти взрослых людей. Предполагается, что этот дуб-великан – ровесник Ольбрехта Гаштольда и Николая Радзивилла Рыжего, которые были в числе первых владельцев здешних земель. А это – история более чем пятисотлетней давности. Такой уважаемый возраст дает право станьковскому дубу считаться старейшим деревом как Дзержинщины, так и Беларуси в целом. Сегодня к нему идут многочисленные туристы, чтобы не только увидеть это чудо природы, но и, прикоснувшись к нему, получить заряд бодрости и силу духа, исходящие от  великана.

По материалам сайта dzr.by

 

“Ката пячы” – традыцыя жыве ў пакаленнях

Напярэдадні каляднага паста ў Скірмантава правялі традыцыйнае ігрышча “Ката пячы”. Абрадавую вечарыну тут штогод ладзяць перад Піліпаўкай. Збіраюцца моладзь і старэйшыя, удзельнікі творчых калектываў Скірмантаўскага Дома культуры. Прайшоўшы шэраг ацэнак і экспертыз, у 2017 годзе гэта старадаўняя гульня атрымала статус гісторыка-культарнай каштоўнасці Рэспублікі Беларусь.

Як помняць захавальнікі традыцыі, даўней “ката пяклі” у многіх вёсках Дзяржынскага раёна – Якуты, Грынкевічы, Скірмантава, Скарабагатаўшчына і інш. Па літаратурных крыніцах, наогул арэалам распаўсюджвання ігрышча з’яўляецца Мінская вобласць. Ёсць звесткі аб існаванні падобнага звычаю, у якасці каляднай гульні, і ў Вілейскім, Лагойскім, Бярэзінскім, Іўеўскім раёнах. Але акрамя таго, што скірмантаўскі “кот” мае мясцовыя адметныя асаблівасці, тут гэта традыцыя дагэтуль захоўваецца ў жывым бытаванні.

Сёлета правядзенне ігрышча ў Скірмантава фіксавалі шмат прадстаўнікоў СМІ, друку і тэлебачання, а таксама журналістка, даследчык фальклору Рэгіна Станіславаўна Гамзовіч. Кандыдат філалагічных навук, выкладчык філалагічнага факультэта БДУ Рыма Мадэстаўна Кавалёва, пабыўшы сведкам правядзення ігрышча, адзначыла, што мяркуе пачаць сёлетнія XIV Шырмаўскія чытанні ў БДУ, прысвечаныя беларускаму фальклору, менавіта з аповеда пра скірмантаўскага “ката”. Усе назіральнікі і госці вечарыны адзначылі яскравы народны гумар пануючы сярод скірмантаўцаў. І моладзь і дарослыя абсалютна натуральна паводзяць сябе ў старадаўніх гульнях, нязмушана жартуюць, задорна выконваюць “нарэчаньку”, “стукалку-грукалку”, спяваюць ад душы, – і ўсё гэта разам так гарманічна, весела, ярка адбываецца!

Варта адзначыць і актыўнае далучэнне моладзі да правядзення ў Скірмантава ігрышча “Ката пячы”. Мясцовыя хлопцы і дзяўчаты з імпэтам вывучаюць у Доме культуры беларускія народныя танцы, песні і звычаі, перададзеныя ім праз пакаленні. Ёсць спадзяванне, што і гэта добрая традыцыя будзе мець доўгі працяг.

Дзяржынскі раённы ЦКіНТ